RU | EN
О Самарской области

«Ах, Самара-городок!» - слова этой песни знакомы каждому жителю страны. Великая река Волга, уникальные природные условия с глубокой древности привлекали на территорию нынешней Самарской области народы разных национальностей. Во все времена Самарский край является хранителем традиций трудолюбия, неунывающего характера и хлебосольства народов великой России.

История региона отмечена неоднозначными вехами: охрана южных рубежей, походы Стеньки Разина, зарождение купечества и русской буржуазии - свидетелями всех этих событий были самарцы.

В годы Великой Отечественной войны Самара, тогда она называлась Куйбышев, личным распоряжением Сталина была определана в качестве запасной столицы страны.


Именно в Куйбышев эвакуировали все орга­ны государственной власти и иностранные посольства. В суровые военные годы было положено начало созданию в регионе круп­нейшей в стране индустриальной базы. Ты­сячи самолетов, подшипников, боеприпасов; тонны хлеба, мяса и других продуктов пита­ния отправляли на фронт эвакуированные в Куйбышевскую область предприятия. Редкий житель страны не летал на самом из­вестном отечественном авиалайнере Ту-154, мало кто не ездил на автомобиле «Лада-Жигули» или не угощался знаменитым шоко­ладом кондитерской фабрики «Россия». И, наверное, единицы не знают о первом поле­те человека в космос на ракете «Восток».

Именно на самарских предприятиях созда­ются все ракеты для пилотируемых полетов в космос; собираются современные комфор­табельные авиалайнеры. Это родина само­го массового автомобиля страны ... и город, где, как известно, живут самые красивые де­вушки России.


Самарская область сегодня занимает территорию свыше 53 тысяч квадратных километров, что значительно больше площади таких государств, как Бельгия, Дания, Израиль, Швейцария и Нидерланды. Регион славится уникальным природным творением - излучиной Волги в широт­ном направлении - Самарской Лукой. Сейчас здесь образован Жигулёвский государственный природный заповедник имени И.И. Спрыгина и Национальный парк «Самарская Лука».

В Самарской области находится третья по величине в Российской Федерации городская агло­мерация - Самарско-Тольяттинская, уступающая лишь Московской и Санкт-Петербургской. Она занимает более 40% территории области, здесь проживает 80% населения, создается 90% про­мышленной и более половины сельскохозяйственной продукции.

Самарская область обладает мощным гидроэнергетическим потенциалом, достаточными запасами углеводородного, минерально-строительного и горно-технического сырья. По объемам добычи нефти область занимает 11 место в Российской Федерации.


Экономика Самарской области

Самарская область является одним из клю­чевых регионов промышленного ядра Рос­сии. В настоящее время промышленный ком­плекс составляют более 470 крупных и сред­них предприятий и более 3,5 тысячи малых.

Промышленный комплекс области занимает лидирующие позиции в России. По общему объему отгруженных товаров собственного производства область занимает второе ме­сто в Приволжском федеральном округе. В производстве таких важнейших видом про­дукции, как легковые автомобили, подшип­ники качения, синтетический аммиак и лино­леум, регион является российским лидером.

Принята «Стратегия социально-экономического развития Самарской об­ласти до 2020 года», в основу которой положен кластерный подход. Стратегия определяет развитие сформировавшихся кластеров, создание новых полюсов конку­рентоспособности в экономике области.


Наиболее мощные и конкурентоспособные кластеры региона - автомобилестроительный, авиационно-космический, химический, инновационно-внедренческий. Имеется потенциал созда­ния конкурентоспособных кластеров в сфере транспорта и логистики, медицинских технологий. Интенсивно развивается сектор строительных материалов. Позитивную динамику демонстриру­ют нефтедобывающая, пищевая промышленность и цветная металлургия.

Автомобильный кластер

Для Самарской области характерна высокая концентрация предприятий автомобильной про­мышленности. В этом кластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки, 20% экспорта Самарской области.

Автомобильный кластер характеризуется ярко выраженными чертами, свойственными класси­ческой кластерной системе, в частности крупным «корневым» предприятием - ОАО «АвтоВАЗ», окруженным широкой разветвленной сетью поставщиков и партнеров.


В состав автомобильного кластера входят предприятия и организации по сборочному производству легковых автомобилей, про­изводству автокомпонентов, предприятия автосервиса и торговли, исследовательские, конструкторские, технологические, консал­тинговые организации, организации, осу­ществляющие подготовку кадров для пред­приятий и организаций кластера, финансо­вые организации.

Перспективное развитие автомобильного кластера предполагает обновление мо­дельного ряда, разработку и запуск в произ­водство автомобилей на унифицированной платформе, повышение качества выпускае­мых автомобилей.

Спецификой автомобильного кластера Са­марской области является усиление ориен­тации на транснациональные автомобиль­ные корпорации и сборочные предприятия в России и за рубежом. Существенную роль в развитии автомобилестроения области сы­грает стратегическое партнерство АвтоВАЗа с компанией Renault.


Крупнейшим стратегическим проектом Самарской области является создание промышленно-технологического парка на территории городского округа Тольятти. Парк будет специализироваться на выпуске высо­котехнологичных автокомпонентов для оте­чественных и зарубежных автопроизводите­лей, в том числе развивающих свои произ­водства на территории России, производстве наукоемкой продукции других отраслей.

Создание парка нацелено на обеспечение локализации производства автокомпонен­тов, рост качества и конкурентоспособности отечественных производителей в условиях значительного усиления международной конкуренции. В структуру Тольяттинского промышленно-технологического парка вой­дут несколько элементов, в том числе парк технологий, парк поставщиков высокотех­нологичных автокомпонентов, инженерно-производственный центр LADA Sport, ин­новационный бизнес-инкубатор.


Авиационно-космический кластер

Конкурентные преимущества кластера основаны на его мощной научно-технологической и конструкторской базе. Научная деятельность ведется в ЦСКБ-Прогресс, СНТК
им. Н.Д. Кузнецова, Самарском государственном аэрокосмическом университете, вошедшем в число семнадцати национальных инновационных университетов. Крупнейшим стратегическим проектом, реализуемым в рамках ракетно-космического кластера, является создание ракеты-носителя «Союз 2-3». Новый носитель в перспективе позволит обеспечить выведение на орбиту грузов массой до 16 тонн. Реализация этого проекта обеспечит развитие космического потенциала России как в интересах обороны страны, так и в осуществлении коммерческих запусков в рамках международного сотрудничества.

Перспективы развития авиастроительного кластера определяются спросом на авиационную тех­нику. В предстоящие 20 лет российским авиакомпаниям потребуется свыше 600 магистральных самолетов. Для обеспечения потребностей России в региональных авиаперевозках осущест­вляется серийное производство регионального пассажирского самолета Ан-140-100, полностью соответствующего международным авиационным стандартам по экономичности, комфорту и безвредности для окружающей среды.


В Самарской области активно развивается новая отрасль экономики - авиация общего назначе­ния: разработка и производство самолетов малой авиации. Подкластер двигателестроения формируется вокруг предприятий, занявших лидирующие позиции в отрасли еще в прошлом веке - ОАО «Моторостроитель» и ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Металлист-Самара». В настоящее время завершаются летные испытания авиадвигателя нового поколения НК-93, аналогов которому в настоящее время нет в России и за рубежом.

Стратегическим проектом является создание экспериментального двигателя НК-256 для перспек­тивных магистральных самолетов гражданской авиации, конкурентоспособных с зарубежными. В число стратегических приоритетов входит разработка и организация серийного производства энергетических установок, работающих на сжиженном топливе - природном газе и жидком водо­роде. В настоящее время начались испытания первого в мире локомотива нового поколения -газотурбовоза, топливом для которого служит сжиженный природный газ.


Химический кластер

В этом секторе региональной экономики действуют более 400 крупных, средних и малых предприятий. Основная доля произ­водств сконцентрирована в Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани. Большинство пред­приятий отличает экспортная ориентация и высокая конкурентоспособность.

В химическом кластере области предпола­гается реализация крупных стратегических проектов - освоение инновационных тех­нологий производства капролактама, отве­чающих мировому уровню; строительство установки по производству аммиака, обеспе­чивающей глубокую переработку природно­го газа в азотные удобрения для сельского хозяйства. Намечена также реализация про­ектов по бензолу, метанолу, изопрену, поли­мерным материалам с объемом инвестиций 1,5-2 млрд рублей каждый.


Нефтедобывающий кластер

В недрах Самарской области содержится 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти, 600 млн тонн ресурсов нефти. Добыча ведется на более чем 150 месторождениях. В настоящее время в недрах Самарской области осталось порядка 20 процентов от первоначальных запасов нефти. При сохранении нынешнего уровня добычи разведанных запасов нефти хватит примерно на 35-40 лет. При этом вся территория Самарской области геологически перспективна на поиски залежей нефти и газа.

Первая тонна «черного золота» в регионе была добыта больше 70 лет назад. Сейчас сформировался мощный и разветвленный нефтедобывающий кластер, включающий как крупные предприятия, так и научные, проектные организации, профильные учебные заведения. Организации и компании, исторически возникшие для обслуживания основного нефтедобывающего предприятия области, сегодня превратились в самостоятельную отрасль специализации региона и экспортируют свои услуги за пределы региона.


Инновационно-внедренческий кластер

Научно-инновационный потенциал области представлен всеми компонентами инновационной системы - академическая и вузовская наука, научно-исследовательские подразделения промышленных предприятий, организации инновационной инфраструктуры. Реализуются областные целевые программы «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы», «Развитие технопарка Самарской области на 2007-2015 годы», инновационная образовательная программа «Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий». Разрабатываются программы «Развития нанотехнологий и наноиндустрии в Самарской области на 2009-2013 годы», «Развитие Тольяттинского промышленно-технологического парка на 2008-2015 годы», «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Самарской области на 2009-2012 годы».

В настоящее время в Самарской области существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности.


Действует Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, Фонд содей­ствия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области, Самарский об­ластной фонд инноваций и инвестиций, бизнес-инкубаторы - в Самаре, Тольятти и в Кинель-Черкассах. Создаются Региональный центр инноваций и трансфера технологий, Центр коллективного пользования оборудо­ванием.

Практически в каждом университете дей­ствуют мини-технопарки, офисы коммер­циализации технологий, отделы трансфера технологий, бизнес-инкубаторы как универ­сальные, так и отраслевого профиля. На базе Самарского государственного уни­верситета путей сообщения в Самарском регионе открыт учебно-методический центр Российского государственного института интеллектуальной собственности. В Тольят­ти активно работает Институт технического творчества и патентоведения.


Самарская область является одним из ли­деров Приволжского федерального округа и Российской Федерации по развитию инно­вационной деятельности. По комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» область по уровню инновационного по­тенциала занимает шестое место среди всех субъектов Российской Федерации. По вы­пуску инновационной продукции Самарская область занимает первое место в Приволж­ском федеральном округе. В области созда­ется каждая шестая новая производственная технология (более 16%) Приволжского феде­рального округа, разрабатывается около 4% всех российских передовых технологий.

Агроиндустриальный кластер

Основой аграрного потенциала региона яв­ляются плодородные черноземные почвы, которые при условии применения современ­ных систем земледелия позволяют получать высокие урожаи зерна, подсолнечника, кар­тофеля, овощей.

Наличие естественных водных источников позволило создать на территории области развитую систему орошаемых земель, основными элементами которой являются Спасский и Тольяттинский оросительные комплексы.

Преимуществом Самарской области является наличие крупных животноводческих комплексов, развитой пищевой, перерабатывающей промышленности и аграрной инфраструктуры. Высокий уровень платежеспособного спроса населения и благоприятный инвестиционный климат Самар­ской области по достоинству оценили такие корпорации, как пивоваренная компания «Балтика», концерны «Данон», «Нестле», «Вимм-Билль-Данн». Они уже разместили свои производственные подразделения на территории области и наращивают свое бизнес-присутствие в регионе.

Регион стремится стать лидером по производству свинины в Приволжском федеральном округе. Идут работы по реконструкции мощностей крупнейшего в Европе Поволжского свинокомплекса и организации на его базе мясоперерабатывающего комплекса, заканчивается строительство крупных свинокомплексов ЗАО «Аликор-Трейд» и ООО АПК «Красный Ключ». Крупные проектные предложения существуют в птицеводстве и мясном скотоводстве.

  

Транспортно-логистический кластер

Самарская область занимает уникальное географическое положение, находясь на пересечении маршрутов международных перевозок в направлениях «Север-Юг» и «Запад-Восток». Стратегической зада­чей является создание в регионе одного из основных центров переработки и консолида­ции транзитных и экспортно-импортных гру­зопотоков в евроазиатских связях, в рамках развития системы международных транс­портных коридоров на территории России.

Ведущая роль в его деятельности будет от­ведена таким предприятиям, как филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная до­рога, ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», ОАО «Самарский речной порт» и ОАО «Речной порт Тольятти», автотранспортным и логистическим компаниям.

В рамках развития транспортно-логистического кластера предполагается реализовать ряд крупных стратегических инфраструктурных проектов:

  • проектирование и строительство автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через р. Волгу»;
  • реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч»;
  • создание транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров, состоящего из мультимодального контейнерного терминала на базе речного порта Тольятти, мультимодального терминального комплекса в г.о. Сызрань и терминальных комплексов, расположенных в районе г.о. Чапаевск и пос. Ново-Семейкино, а также информационно-аналитического центра.

Создание условий для консолидации грузопотоков из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через территорию Российской Федерации в направлении европейских стран будет способствовать реализации транзитного потенциала не только Самарского региона, но и России в целом.



Туристско-рекреационный кластер

Традиционно в Самарской области успешно развивается оздоровительный, детский и со­бытийный туризм (Всероссийский фестиваль авторской песни им. Грушина, военно-этно-исторический фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша»). Получили развитие и новые направления - спортивный, культурно-образовательный и экологический туризм.

В качестве базы выступает туристская ин­фраструктура региона. В области 427 ту­ристических фирм, сеть гостиниц и других объектов размещения туристов включает 92 объекта, действуют отель Renaissance, го­стиница международной сети Holiday Inn.

Санаторно-курортный комплекс насчитывает 175 организаций, система детских лагерей отдыха - 75 объектов, сеть предприятий общественного питания - почти 1 000 объек­тов. Активно увеличивается количество раз­влекательных заведений.


Важнейшими направлениями развития рекреационно-туристического кластера являются:

  • развитие инфраструктуры туризма и отдыха, разработка новых туристских маршрутов;
  • внедрение новых прогрессивных технологий туристского обслуживания;
  • интеграция региона в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.

В настоящее время идет работа над проектом создания крупнейшего в России автодрома Lada-Ring с крупным развлекательно-гостиничным центром и современного туристического комплекса Sava-tur.

На территории Национального парка «Самарская Лука» планируется создание туристско-рекреационного комплекса «Жигулёвская жемчужина». Предполагается строительство канатной дороги через реку Волгу в районе городского округа Самара, причального комплекса в районе с. Ширяево. Реализация проекта выведет на качественно новый уровень позиции центрального направления туристско-реакреационного кластера Самарской области.


Развитие человеческого потенциала и обеспечение экономического роста - две стратегические задачи развития региона. Экономическая политика в области строится на принципах открытости и максимального благоприятствования развитию всех секторов экономики.

Приоритетными направлениями развития Самарской области - как современного развивающегося центра - являются:

  • инновационно-внедренческая деятельность;
  • автомобилестроение и производство комплектующих;
  • авиационное и космическое машиностроение;
  • производство химической продукции и новых материалов;
  • транспортная логистика и коммуникации;
  • рекреационно-туристический сервис;
  • научно-образовательная и медицинская деятельность.

Отличительной чертой экономики губернии является активное привлечение прямых и портфельных инвестиций из-за рубежа.

Генеральный партнер
Транснефть


     
Стратегический партнер
Автоваз

       
Официальные партнеры
ALCOA
Microsoft
Волгатрансстрой Куйбышевазот
Партнеры
СОФЖИ
    Авиакор
РОЦИТ


     
Генеральный информационный партнер

Официальный информационный партнер
Российская газета
Информационные партнеры